От экологического образования к образованию для устойчивого развития

КУПИВШИЕ ЭТУ КНИГУ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ БЕСПЛАТНО ПОЛУЧАТ ПОСОБИЕ «ВЫБЕРИ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ»

Книга, написанная российско-британским авторским коллективом, посвящена анализу успехов и неудач образования для устойчивого развития, возникшего как ответ сферы образования на результаты Конференции по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в 1992г.
В книге показано, что в существующем, традиционном, виде образование для устойчивого развития или экологическое образование вряд ли сможет помочь людям принять ‘экологически устойчивый’ образ жизни. Рассматриваются перемены, необходимые для повышения эффективности образования для устойчивого развития: большее внимание к социальным и экономическим вопросам в контексте глобализации; привлечение опыта рекламы и PR; знакомство людей с технологиями, способными обеспечить достойное качество жизни при значительно меньшей ресурсоемкости; управление школьным зданием в соответствии с принципами устойчивого развития.

В Главе 1 — ‘Состояние планеты и состояние сознания’ рассматривается текущая экологическая ситуация и ведущие глобальные факторы, которые влияют на эту ситуацию.

Во второй главе экологические проблемы современности рассматриваются как результат широко распространенного в западных странах (и все шире распространяющегося в остальном мире) консьюмеризма. Анализируются возможность развития у населения т.н. ‘экологического сознания’, основные препятствия, стоящие на этом пути.

Третья глава — ‘В поисках мировоззрения’ — раскрывает влияние мировоззрения на уклад жизни современной цивилизации и, наоборот, влияние современной цивилизации на мировоззрение людей. Обсуждается становление высокоэффективных экологичных технологий как свидетельство достижимости идеи устойчивого развития.

В четвертой главе предлагается взгляд авторов на то, чему должно учить образование для устойчивого развития. Выдвигается тезис, что в настоящее время образование для устойчивого развития практически не знакомит школьников с реальными социально-экономическими решениями, способными воплотить в жизнь рекомендации Повестки Дня на 21-век.

Пятая глава посвящена следующему важному вопросу образования для устойчивого развития — как учить? Так как образование для устойчивого развития должно готовить критически и творчески мыслящих ответственных граждан, должны использоваться интерактивные, дискуссионные методы обучения. В главе предлагаются на рассмотрение психологические данные и практический опыт, позволяющие повысить эффективность работы педагога.

Глава 6 сфокусирована на вопросах подготовки учителей к работе в области образования для устойчивого развития. В качестве методологии этой подготовки предлагается обучение на семинарах-тренингах. Излагаются основные подходы и принципы их организации.

В Главе 7 намечаются пути дальнейшего становления образования для устойчивого развития. Доказывается, что его реализация невозможно без изменений в общей политике школы, в частности, по отношению к управлению школьным зданием. Предлагаются шаги на пути к ‘Школе устойчивого развития’.